Девочек начинали привлекать к домашним делам очень рано. Даже намного раньше, чем мальчиков. Девочка с 5 – 6 лет уже должна была помогать своим родителям.
Учили ее всему бабушки и мама. Чего только не должна была делать девочка: она должна была и уметь прясть, и работать на огороде, и ухаживать за скотиной и птицей, должна была нянчить и младших сестренок и братьев.
Девочка десяти лет уже считалась вполне взрослой. Если к этому возрасту, она не научилась делать все, что надо, то ее шансы выйти замуж были очень маленькими.
Как же учили девочек всему?
Весь процесс обучения сводился к тому, что сначала девочка просто смотрела на то, как все делает ее мама. Потом девочке доверяли самую простую работу. А потом, со временем, усложняли работу.
Девочка пяти – шести лет присматривала за цыплятами, а вот девочка десяти-двенадцати лет уже должна была доить корову и выгонять ее на пастбище. Так как девочка постоянно училась чему-то новому, то процесс обучения проходил очень хорошо.
Отказывались ли девочки от домашней работы? Нет! Почему? Да потому что в то время все слушались своих родителей и уважали их, а к любой работе относились с большим уважением. Ребенок всегда выполнял все, что ему говорили взрослые. Детей с детства приучали к тому, что труд надо уважать, что существует дочерний и сыновний долг.
Что же должна была уметь делать десятилетняя девочка?
В то время в каждом доме был так называемый «бабий кут».
В этом месте женщина все и делала. Там была и посуда, там она и еду готовила. Обычно мужчины никогда туда не заходили. Девочка помогала маме готовить, мыла посуду, убирала все.
Еще на девочке была уборка всего дома. Она должна была и подметать пол, и мыть лавки, вытряхивать половики, убирать постель, чистить керосиновую лампу.
Еще очень часто девочкам поручали полоскать белье на речке и развешивать его после этого. Летом это было очень легким и приятным занятием, а вот зимой – очень трудным: ведь полоскать в проруби – дело тяжелое.
Еще десятилетняя девочка должна была нянчить своих младших братиков и сестричек. Девочка качала люльку и одновременно занималась рукоделием. В таком возрасте девочка уже должна была уметь и перепеленать младенца, и должна была уметь покормить его.
Девочка укачивала младенца, пела ему песенки. Бывало и такое, что девочку в таком возрасте уже отдавали в няньки. Им платили деньги или давали продукты. Могли дать и ткань.
Еще девочка в таком возрасте обязательно должна была уметь ткать.
Тогда всю ткань люди ткали сами. Когда девочка училась прясть, то отец ей делал веретено. Считалось, что его никому нельзя давать.
Когда девочка хорошо умела ткать, то она приступала к приготовлению приданого.
Но и это еще не все. Девочка в таком возрасте уже помогала родителем и в поле: она вязала снопы, переворачивала сено, занималась сбором колосков.
Кроме этого она работала еще и на огороде, смотрела за всем домашним хозяйством. Подростковый возраст проходил без всяких проблем, потому что девочка постоянно была занята делом.
Зато девочка вырастала трудолюбивой и умела все делать.
Это не значит, что дети вообще никогда не играли. Нет, играли. У девочек были тряпичные куклы и они играли в «дочки-матери».
Девочки – подростки собирались вместе в каком-нибудь доме. Они пели, разговаривали, шили, вышивали, учились вязать.
Все дети очень часто ходили в лес. Там они собирали грибы и ягоды.
Ходили ребята и на речку – рыбку ловить.
Это все было и развлечением, и приучало их к взрослой жизни, ответственности и самостоятельности.