Развитие ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МАМОЧКИ

Для развития речи пригодятся пальчиковые игры


Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи замечена детскими психологами уже давно. Один из эффективных способов развития мелкой моторики – упражнения для развития пальчиков или пальчиковая гимнастика.Ребенок вместе с взрослым проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания.

Упражнение «Мы капусту рубим»

Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)
(ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)

Мы капусту режем, режем! (2 раза)
(ребром ладошки водим вперед и назад)

Мы капусту солим, солим! (2 раза)
(собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)

Мы капусту жмем, жмем! (2 раза)
(энергично сжимаем и разжимаем кулачки)

Мы морковку трем, трем! (2 раза)
(правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку)

Упражнение «Печем пироги»

Тесто мнем, мнем, мнем!
(ребенок поочередно «давит» кулачками воображаемое тесто)

Тесто жмем, жмем, жмем!
(малыш резко сжимает пальцы в кулаки и разжимает их, сначала одновременно, потом поочередно)

Пироги мы испечем!
(руками «лепим» пироги, как бы перекладывая из одной ладошки в другую)

Упражнение «Замочек»

На двери висит замок (соединяем руки в замочек, переплетая пальцы)

Кто его открыть бы мог? Покрутили, (поворачиваем замочек, не расцепляя пальцев)

Потянули, (раздвигаем ладошки в разные стороны, пальчики по-прежнему сцеплены)

 

Постучали, (ладошки хлопают друг о друга, пальцы при этом остаются в замке)

И открыли! (расцепляем пальцы)

Упражнение «зайчик с барабаном»

Указательный и средний пальчики подняты вверх (это уши зайца), мизинец и безымянный пальцы прижаты к ладони. Большой палец стучит по безымянному и мизинцу.

Барабанит зайчик в барабан.
Там-там-там. Там-там-там.

Упражнение «Ноги шли по дороге»

Большие ноги шли по дороге топ-топ-топ
(на каждый «топ» медленно ставим на поверхность стола поочередно правую и левую руку, изображая движения ног)

Маленькие ножки бежали по дорожке топ-топ-топ, топ-топ-топ (строчка читается в более быстром темпе, указательный и средний пальцы руки передвигаются по поверхности стола, имитируя бег)

Упражнение «Мальчик-пальчик»

Пальцы руки сжаты в кулачок. На каждую строчку стишка ребенок разгибает (при помощи другой руки) по одному пальчику

Пальчик-мальчик, где ты был?
(поднимаем большой палец и обращаемся к нему)

С этим братцем в лес ходил.
(разгибаем указательный палец)

С этим братцем щи варил.
(разгибаем средний пальчик)

С этим братцем кашу ел.
(разгибаем безымянный пальчик)

С этим братцем песни пел.
(разгибаем мизинчик)

Затем руки можно поменять…

 

источник www.vospitaj.com