Проблема выбора мотивации ребенка для многих родителей является важнейшим вопросом в воспитании и частенько становиться благодатной почвой для возникновения семейных конфликтов.
Ребенок не желает ходить в школу? Он не хочет посещать секции, которые запланировали родители? Он не убирает в своей комнате?
Решить все эти проблемы намного проще, чем это может показаться на первый взгляд.
В каком возрасте следует начинать мотивировать.
Ни для кого не секрет, что анатомо-физиологические особенности ребенка зависят от его возраста. И, понятное дело, что для мотивирования ребенка семи лет не подходят методы, которые применялись, когда ему было три года.
Мотивацией называется сложнейший эмоционально-волевой процесс, оказывающий стимулирующее воздействие на лобные доли и подкорковые структуры человеческого головного мозга. Лобные доли у людей развиваются до двадцати пяти лет.
В основе данного процесса лежат условные рефлексы или, если говорить простым языком, формирование привычек, которые только спустя время становятся осознанными. Именно поэтому у детей с ранних лет необходимо формировать привычку ухаживать за собой, выполнять простые бытовые ритуалы и только спустя время переходить к выполнению более сложных умственных операций и принятию важнейших решений. Важной составляющей на этом этапе принято считать наглядную демонстрацию и действия, подкрепленные вербально.
Нужно учитывать влияние возрастных кризисов
Не менее важным моментом мотивирования ребенка считается понимание и успешное преодоление возрастных кризисов. На пике каждого возрастного кризиса ребенок должен иметь возможность реализовать ту потребность малыша, которая является для него наиболее актуальной в этот момент.
Дети в год должны иметь возможность исследовать окружающий их мир. При этом очень важно, чтобы они оставались в зоне доступа, что обеспечит им обратную эмоциональную связь.
Для трехлеток очень важно во время кризиса, чтобы у них родители поддерживали инициативность и самостоятельность, переживали с ним его капризы и, в случае необходимости, помогли ему справиться с задачей заново.
Во время кризиса семи лет происходит этап активной социализации ребенка. В этом возрасте малыш начинает осваивать более сложные мыслительные операции. В этот момент важно позволить ребенку выбрать именно ту область деятельности, которая привлекает его больше всего, а также научить его брать на себя ответственность за принятое решение.
Кризис «идентичности» происходит у детей в пубертатный период.
Именно на этом этапе у подростка происходит формирование собственной системы ценностей и суждений. Если в этот период вы поддержите его эмоционально, при этом не будете давать ему никаких оценочных суждений, вы тем самым будете способствовать укреплению его мотивации.
Следует отметить, что в независимости от возраста каждому ребенку необходима похвала и прощение, что также будет способствовать формированию и поддержке его мотивации, в то время, когда критика и навязывание личных амбиций, будут подавлять его волевые качества и инициативность.